Лабораторная работа № 12

Изучение явления электромагнитной индукции.

Ход работы.

1.      Собираем цепь по схеме на рис 1а:

Рис 1а

2.      Выполняем опыты и заполняем таблицу.

  Рис. к ст. Буравчика правило. Рис.2

На рисунке синим цветом обозначены силовые линии магнитного поля постоянного магнита и линии магнитного поля индукционного тока. Силовые линии магнитного поля всегда направлены от N к S – от северного полюса к южному. По правилу Ленца индукционный электрический ток в проводнике, возникающий при изменении магнитного потока, направлен таким образом, что его магнитное поле противодействует изменению магнитного потока. Поэтому в катушке направление силовых линий  магнитного поля противоположно силовым линиям постоянного магнита, ведь магнит движется в сторону катушки. Направление тока находим по правилу буравчика: если буравчик (с правой нарезкой) ввинчивать по направлению тока (I), то направление вращения рукоятки буравчика совпадает с направлением магнитного поля (Н), возбуждаемого этим током (см. рис.2).

Поэтому ток через миллиамперметр течёт слева направо, как показано на рисунке 1 красной стрелкой.

В случае б, когда магнит отодвигается от катушки, силовые линии магнитного поля индукционного тока будут совпадать по направлению с силовыми линиями постоянного магнита, и ток будет течь справа налево.

Рис. 3

Если в катушку (рис. 3,а) вводить постоянный магнит, то амперметр покажет наличие электрического тока в цепи.

Если магнит находится в катушке в состоянии покоя (рис. 3,б), амперметр показывает: тока в цепи нет. При выведении магнита из катушки в цепи появляется ток противоположного направления (рис. 3,в), регистрируемый амперметром.

Заполняем таблицу:


3.      Собираем цепь по схеме рис. 1-б:

4.      Выполняем опыты по заданию п.4

На рисунке 3 магнит не движется, магнитное поле не меняется, источника тока в цепи нет. Поэтому индукционного тока тоже нет, не важно, в каком положении движок реостата. Если бы магнит двигался в сторону катушки, силовые линии индукционного магнитного поля и направление тока были бы как в п.2, рис. а.

Заполняем таблицу:

5.      Собираем цепь по схеме 1-в:


6.      Обе катушки помещаем на один сердечник. Доводим до завершения рисунки 4 а-г, проводим опыты и заполняем таблицу:

Выводы: (сформулируйте самостоятельно)