Андре-Мари Ампер - французский физик, математик и химик.
Родился 22 января 1775 г. в Лионе, в семье коммерсанта. В прекрасной библиотеке его отца были произведения известных философов, ученых и писателей. Юный Андре мог целыми днями просиживать там с книгой, благодаря чему он, никогда не посещавший школу, сумел приобрести обширные и глубокие знания. В 11 лет он уже принялся за чтение знаменитой 20-томной "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера и за три года проштудировал ее всю. Юношу интересовала изящная словесность, и он даже писал стихи, но физико-математические науки оказались гораздо привлекательнее.
Когда книг отца стало недостаточно, Андре Ампер начал посещать библиотеку Лионского колледжа. Однако многие труды великих ученых были написаны на латинском языке, которого он не знал. За несколько месяцев Андре самостоятельно изучил латынь, и произведения классиков науки XVII-XVIII вв. стали ему доступны.
И вот результат упорных занятий. К 12 годам Ампер самостоятельно разобрался в основах высшей математики - дифференциальном исчислении, научился интегрировать, а в возрасте 13 лет уже представил свои первые работы по математике в Лионскую академию!
В 1793 г. в Лионе вспыхнул мятеж, который был жестоко подавлен. За сочувствие бунтовщикам был казнен и отец Андре Ампера. Имущество семьи было конфисковано, и юноша стал зарабатывать на жизнь частными уроками математики. Чтобы продолжать научные занятия, ему приходилось работать, начиная с четырех часов утра.
В 1802 г. Андре Амперу исполнилось 27 лет. Он начинает преподавать физику и химию - сначала в Лионе, а через два года - в знаменитой Политехнической школе (Эколь политехник) в Париже. В 1809 г. он становится профессором в этом учебном заведении.

Еще через 10 лет Ампер избирается в Парижскую академию наук, а с 1824 г. он - профессор Нормальной школы (Эколь нормаль) - главного высшего учебного заведения Парижа.

В конце XVIII в. многих учёных привлекали исследования электрических и магнитных явлений, среди них был и Ампер. Он экспериментально исследовал влияние тока на положение магнитной стрелки, взаимодействие проводников с током. В 1820 г. им было сформулировано правило для определения действия тока на магнитную стрелку, установлен закон взаимодействия токов, открыт закон, который теперь называется законом Ампера. Этот закон устанавливает связь силы, действующей на проводник, с силой тока, идущего по проводнику, значением вектора магнитной индукции и углом между направлениями тока и вектора магнитной индукции.

Ампер выдвинул гипотезу, объясняющую существование постоянных магнитов.

На заседании Парижской АН он выступил со следующими словами: «Я намереваюсь построить приборы и, среди прочих, гальванические (обтекаемые током) спирали и завитки… Эти последние должны производить во всех случаях такой же эффект, как магниты… Я свёл все магнитные явления к чисто электрическим…» Ампер занимался экспериментами согласно своей программе. В 1822 г., изучая магнитное поле соленоида, он обнаружил сходство его поля с полем постоянного магнита. Им был предложен метод усиления поля соленоида с помощью железного сердечника, помещаемого внутрь соленоида.

Амперу также принадлежит идея использования электромагнитных явлений для передачи сигналов. Он ввёл понятие «сила тока», изобрёл электромагнитный телеграф.

Исследования Ампера не ограничивались только электромагнетизмом. Он также успешно занимался механикой, ввёл понятие кинематики. Также его интересовали оптика, химия, ботаника и философия, в этих областях науки он тоже сделал ряд открытий и достиг понимания некоторых ранее не изученных явлений. Ампер был блестящим математиком. Он был членом многих академий наук.

Именно Амперу принадлежит заслуга введения в науку терминов "электростатика", "электродинамика", "электродвижущая сила", "напряжение", "гальванометр", "электрический ток" и даже… "кибернетика". Ампер предложил принять за направление постоянного электрического тока то, в котором перемещается "положительное электричество".
Классический труд Ампера "Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта" (1826 г.) внес огромный вклад в науку об электричестве. Вот почему Ампера впоследствии стали называть "Ньютоном электричества".
В 1814 г. Ампера избирают членом Парижской АН, в 1830 г. он становится членом Петербургской АН. Именем Ампера названа основная электрическая единица для измерения силы тока, а также закон взаимодействия электрических токов — закон Ампера. Во Франции есть город Ампера, лицей Ампера, станция Ампера, музей Ампера.

В последние годы жизни Ампер увлекся геологией и биологией, активно участвовал в дискуссиях об эволюции в мире живых организмов. На вопрос одного из собеседников, действительно ли он считает, что человек произошел от улитки, Ампер ответил: "Я убедился в том, что человек возник по закону, общему для всех животных".
Умер Ампер 10 июня 1836 г. от воспаления легких, в Париже, в возрасте 61 года. На его надгробном памятнике высечены слова: "Он был так же добр и так же прост, как и велик".