Герц Генрих (полное имя Генрих Рудольф) — немецкий физик. Родился 22 февраля 1857 г. в семье юриста в Гамбурге. Позднее его отец стал сенатором Гамбурга.

Детство

В ранние годы мальчик был слабым, и родители опасались за его жизнь. Однако, несмотря на слабое здоровье, он был очень активным в учёбе, любознательным, обладал прекрасной памятью. Ребёнок увлекался литературой. Желание читать в подлиннике великие произведения подстегнуло его к изучению иностранных языков. Он легко осваивал новые языки, включая даже арабский, и уже в 10 лет читал Гомера и Данте.

Годы учебы

Помимо учёбы в общеобразовательной школе, по воскресеньям Герц посещал школу искусств и ремёсел. Там он изучал черчение, а также столярное и слесарное дело. Все это впоследствии весьма пригодилось Герцу при создании многих экспериментальных установок. Первые попытки конструировать физические приборы относятся ещё к его школьным годам.

Несмотря на явные способности к научной работе, получив аттестат зрелости, Герц решил стать инженером. В Мюнхене он поступил в политехникум, после успешного окончания которого принимал участие в строительстве моста.

Однако работа инженера ему явно не понравилась. В ноябре 1877 г. он писал родителям, с которыми все годы сохранял духовную близость: «Раньше я часто говорил себе, что... быть посредственным инженером для меня предпочтительней, чем посредственным учёным. Но теперь я думаю, что прав Шиллер, сказавший: «кто трусит жизнью рисковать, тому успеха в ней не знать», и что «излишняя осторожность была бы с моей стороны безумием». Получив поддержку родителей, весной 1878 г. Генрих Герц приехал в Берлин и поступил там в университет.

Начало научной работы

В Берлине у Генриха Герца произошла встреча, которая определила всю его дальнейшую научную жизнь, встреча с великим немецким физиком Германом Гельмгольцем, который стал его учителем и под руководством которого он начал работать в лаборатории. Гельмгольц, сразу оценив способности Герца, предложил ему работу в области электродинамики.

В то время считалось, что электрический ток связан с движением «флюидов», обладающих массой, а значит, и инерцией. Перед Герцем была поставлена задача подтвердить инерцию флюидов экспериментально.

Результаты опытов были отрицательными, однако работа была оценена очень высоко и в 1879 г. отмечена призом университета.

Вскоре началась новая серия экспериментов по обнаружению инерции во вращающихся проводящих шарах. 5 февраля 1879 г. 23-летний Герц блестяще защитил на её основе докторскую диссертацию. Генрих Герц был не только гениальным экспериментатором, но также теоретиком и прекрасным математиком, что он и продемонстрировал в диссертационной работе.

В 1882 г. он начинает заниматься теорией упругости, в частности, задачей о прогибе нагружаемой различным образом упругой плиты. В это время ему предлагают должность приват-доцента в Киле, куда он и переезжает.

Через три года, в начале 1885 г., Герц становится профессором Высшей технической школы в Карлсруэ и женится на Елизавете Долль, которая всю жизнь старалась создать ему комфортные условия для работы.

Экспериментальные исследования Герца

Эти эксперименты произвели переворот в понимании электричества и подтвердили правильность понимания электромагнетизма Максвелла и Фарадея.

Из теории Максвелла вытекало, что электромагнитное поле распространяется с конечной скоростью, оно может «отрываться» от порождающих его источников — зарядов и токов, т. е. излучаться, разлетаться в виде волн. Этого же мнения придерживался Фарадей, который не решился высказать его современникам.

Максвеллу принадлежит гениальная догадка, что свет также имеет электромагнитную природу, что это — частный случай электромагнитных волн. В 1886 — 1888 гг. Герц осуществил свои эксперименты, доказавшие реальность электромагнитных волн.

Источниками электромагнитного излучения у Герца были искры в разрядниках. Электромагнитные волны от разрядников вызывали искровые разряды между шариками в «приёмниках», настроенных в резонанс и расположенных в нескольких метрах от зарядников. Герцу удалось исследовать скорость распространения волн, их отражение, преломление и даже поляризацию.

Опыты Герца сыграли существенную роль в становлении современной электродинамики. Герцу также удалось придать уравнениям Максвелла симметричную форму, которая делала очевидной связь электрического и магнитного полей.

Герц подтвердил выводы максвелловской теории о том, что скорость распространения электромагнитных волн в воздухе равна скорости света, установил тождественность основных свойств электромагнитных и световых волн. Герц изучал также распространение магнитных волн в проводнике и указал способ измерения скорости их распространения.

Работы Герца по электродинамике сыграли огромную роль в развитии науки и техники. Его труды обусловили возникновение беспроволочного телеграфа, радио и телевидения. В 1895 г. первые слова, переданные А.С. Поповым, были «Генрих Герц».

Общественное признание работ Герца

В 1889 г. Итальянское общество наук в Неаполе награждает Герца медалью имени Маттеучи, Парижская академия наук — премией Лаказа, а Венская императорская академия — премией Баумгартнера. Через год Лондонское королевское общество награждает Герца медалью Румфорда, а в 1861 г. Королевская академия в Турине — премией Бресса. Прусское правительство награждает его орденом Короны, а Берлинская, Мюнхенская, Венская, Римская, Геттингенская и другие академии избирают его своим членом-корреспондентом. В его честь названа единица частоты.

Последние годы жизни

В 1886 — 1887 гг. Герц исследовал и дал описание внешнего фотоэффекта. Последние четыре года его жизни были посвящены эксперименту с газовым разрядом, также он изучал катодные лучи.

Параллельно Герц работал над книгой «Принципы механики, изложенные в новой связи». В этой книге он дал вывод общих теорем механики и её математического аппарата, исходя из единого принципа (принцип Герца, или принцип наименьшей кривизны, один из вариационных принципов механики).

1 января 1894 г. в городе Бонн Генрих Герц умер от общего заражения крови. Его кончина была огромной трагедией не только для его родителей, жены, двух дочерей, коллег и учеников, но и для всей физики.