Персональный сайт
Корюкова Игоря Вячеславовича
 
 
ОП-21, 3-й семестр

1. Учебная программа
2. Рабочая программа
Литература, мультимедийные пособия и интернет-ресурсы
     
Для раскрытия списка наведите сюда мышь и выполните щелчок левой кнопкой. Повторный щелчок закрывает этот список
 Литература:    Мультимедийные пособия:  Интернет-ресурсы:
       
Основы моделирования
Понятия модели и моделирования. Основные этапы компьютерного моделирования.
Занятие № 1
Вступление. Понятие модели, классификация моделей.
Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе
Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК
     
Моделирование как метод познания. Основные понятия, связанные с компьютерным моделированием.
Моделирование можно рассматривать как замещение исследуемого объекта (оригинала) его условным образом, описанием или другим объектом, именуемым моделью и обеспечивающим близкое к оригиналу поведение в рамках некоторых допущений и приемлемых погрешностей.
Под моделью понимается физический или абстрактный объект, свойства которого в определенном смысле сходны со свойствами исследуемого объекта. При этом требования к модели определяются решаемой задачей и имеющимися средствами.
Моделирование обычно выполняется с целью познания свойств оригинала путем исследования его модели, а не самого объекта. Разумеется, моделирование оправдано в том случае, когда оно проще создания самого оригинала или когда последний по каким-то причинам лучше вообще не создавать.
Иллюстрации:
                                   
Компьютерное моделирование - это математическое моделирование с использованием средств вычислительной техники. Соответственно, технология компьютерного моделирования предполагает выполнение следующих действий:
  1. определение цели моделирования;
  2. разработка концептуальной модели;
  3. формализация модели;
  4. программная реализация модели;
  5. планирование модельных экспериментов;
  6. реализация плана эксперимента;
  7. анализ и интерпретация результатов моделирования.
Основные теоретические сведения: Интернет-ресурсы:
1) Компьютерное моделирование, электронный учебник (из учебно-методического комплекса по курсу "Компьютерное моделирование")
Презентация:
Литература:
       
Самостоятельная работа
Прочитайте и законспектируйте: Будьте готовы ответить на вопросы:
  1. Дайте определение модели.
  2. Какие виды моделирования вы знаете?
  3. Что такое «компьютерное моделирование»? «Компьютерная модель»?
  4. Каковы основные функции компьютера при компьютерном моделировании?
  5. Какие параметры модели вам известны?
  6. Каким образом оценивается точность модели?
  7. Чем точность модели отличается от адекватности?
  8. Какие способы классификации моделей вам известны?
  9. Чем прагматическая модель отличается от познавательной?
  10. Прагматической или познавательной является модель бизнес-процессов в организации? Дайте объяснение.
  11. Чем отличается теоретическая модель от эмпирической? Приведите примеры.
  12. Что такое "аналитическая модель" и чем она отличается от алгоритмической?
  13. Чем материальная модель отличается от информационной? Является ли чертеж детали материальной моделью? Является ли материальной компьютерная модель?
  14. Является ли мысленное представление объекта моделью? Если да, то к какому типу моделей вы его отнесете?
  15. Каковы основные этапы построения компьютерной модели?
  16. Почему так важна формулировка цели моделирования?
  17. В чем заключается анализ результатов моделирования?
  18. Что такое «имитационное моделирование»?
  19. Каковы особенности имитационного моделирования? В каких случаях необходимо применять имитационные модели?
  20. Какие подходы к построению имитационных моделей вам известны?
  21. Чем агентное моделирование отличается от дискретно-событийного?
  22. Каковы особенности в проведении каждого этапа имитационного моделирования?
  23. Назовите по крайней мере две системы, применяющиеся для дискретно-событийного моделирования.
  24. Назовите по крайней мере две системы, применяющиеся для непрерывного моделирования.
  25. В каких областях человеческой деятельности обычно применяется имитационное моделирование?
       
Использование текстового процессора для описания моделей.
Занятие № 2
Практическое занятие № 1. Профессиональная работа с текстовым процессором. Вставка даты и времени, специальных символов, ударения, буквицы, создание колонтитулов. Автоматическая проверка правописания и расстановка переносов.
Практическая работа № 1. Профессиональная работа с текстовым процессором. Вставка даты и времени, специальных символов, ударения, буквицы, создание колонтитулов. Автоматическая проверка правописания и расстановка переносов. 
Файл к практической работе № 1: скачать 

Презентация:
Основные теоретические сведения:
Иллюстрации:
              
Видеолекции к занятию:
Интернет-ресурсы:
Литература:
       
Занятие № 3
Практическое занятие № 2. Создание шаблонов документов с использованием полей формы, применение макросов.
Практическая работа № 2. Создание шаблонов документов с использованием полей формы, применение макросов.  
Презентации:
Основные теоретические сведения:
Видеолекции к занятию:
Интернет-ресурсы:
Литература:
1) И. Я. Ривкинд, Т. И. Лысенко, Л. А. Черникова, В. В. Шакотько. Информатика. 10 класс. Академический уровень.
    • Глава 1. Текстовый процессор.
       
Самостоятельная работа. Создание алгоритмической модели в текстовом процессоре.
  
Прочитайте внимательно учебник и будьте готовы ответить на вопросы
Самостоятельная работа № 2. Создание алгоритмической модели в текстовом процессоре.   
Основные теоретические сведения:
Видеолекции:
Интернет-ресурсы:
Литература:
1) И. Я. Ривкинд, Т. И. Лысенко, Л. А. Черникова, В. В. Шакотько. Информатика. 10 класс. Академический уровень.
    • Глава 1. Текстовый процессор.
       
Использование табличного процессора для моделирования. Профессиональная работа с MS Excel.
Занятие № 4
Использование основных математических, текстовых, логических, статистических и финансовых функций, расширенных фильтров, промежуточных итогов, сводных таблиц и условного форматирования.
Основные теоретические сведения:
Видеолекции к занятию:
1) Excel, текст и видеоуроки. (из учебно-методического комплекса профессора, доктора педагогических наук Н.В. Макаровой)
2) Планета Excel
3) Microsoft Excel 2010. Продвинутый. (TeachPro.ru)
Интернет-ресурсы:
Литература:
       
Занятие № 5
Практическое занятие № 3. Использование основных математических, логических, статистических и текстовых функций, функций "дата - время" в MS Excel.
Практическая работа № 3. Использование основных математических, логических, статистических и текстовых функций, функций "дата - время" в MS Excel. 
Презентация:
Основные теоретические сведения:
Видеолекции к занятию:
1) Excel, текст и видеоуроки. (из учебно-методического комплекса профессора, доктора педагогических наук Н.В. Макаровой)
2) Планета Excel
3) Microsoft Excel 2010. Продвинутый. (TeachPro.ru)
Интернет-ресурсы:
Литература:
       
Занятие № 6
Практическое занятие № 4. Форматирование таблиц. Условное форматирование. Применение стилей и тем.
Практическая работа № 4. Форматирование таблиц. Условное форматирование. Применение стилей и тем.   
Файлы с исходными данными для практической работы № 7: Презентация:
Основные теоретические сведения:
Видеолекции к занятию:
Интернет-ресурсы:
Литература:
Самостоятельная работа: Сводные таблицы
       
Самостоятельная работа. Построение диаграмм.
Самостоятельная работа № 3.
       
Занятие № 7
Практическое занятие № 5. Автоматизация создания однотипных документов с разными реквизитами. Слияние документов Word и Excel
Практическая работа № 6. Автоматизация создания однотипных документов с различными реквизитами. Слияние документов Word и Excel.
Таблица Excel с исходными данными: table.rar
Образец документа Word, справка о зарплате: dovidka_obr.pdf
Презентация (подготовила Пантелеева Юлия, студентка гр. Б-21, 2012 г.):
Видеолекции:
Подготовка к занятию:
1) подготовьте файл - шаблон Word, созданный ранее при выполнении самостоятельной работы (см. занятие № 3)
2) повторите темы "Текстовый процессор Word" и "Табличный процессор Excel", хорошим подспорьем будут курсы интернет-университета информационных технологий intuit.ru по Word и Excel и уроки из учебно-методического комплекса профессора, доктора педагогических наук Н.В. Макаровой: 3) контрольные вопросы: opros.rar, файл в виде демонстрации PowerPoint.
4) тест для проверки готовности к выполнению работы:
exe-файл, файл mtf (MyTestX).
5) вопросы для контроля: questions.docx, questions.pdf
Основные теоретические сведения:
Преподавателю:
       
Самостоятельная работа. Решение алгебраических уравнений средствами Excel. Использование инструмента "подбор параметра", надстройки "поиск решения".
Самостоятельная работа № 4.
       
Использование VBA для автоматизации вычислений в MS Excel.
Занятие № 8
Использование VBA в Microsoft Excel. Написание и подготовка макроса на языке Visual Basic for Application. Использование макрорекодера. Организация ввода и вывода сообщений. Использование форм. Встроенные функции, функции пользователя. Запись логических выражений на языке программирования. Алгоритмические конструкции - ветвление, цикл. Конструкции for, while ... wend, do ... loop.
Пособия по VBA: Презентации:
Презентация:
Основные теоретические сведения:
Иллюстрации:
                                      
Интернет-ресурсы:
  1. Макросы в Excel
  2. Как применяется VBA для построения диаграмм в Excel   (пример, в формате rar)
  3. VBA. Решение задач
       
Занятие № 9
Практическое занятие № 6. Решение задач в Excel с помощью VBA (использование форм, реализация линейных алгоритмов)
Практическая работа № 6. Решение задач в Excel с помощью VBA (использование форм, реализация линейных алгоритмов)      Видеолекции к занятию:
     
     
Элемент управления
Имя
Кнопка для создания элемента
Надпись Label
Поле TextBox
Кнопка CommandButton
Список ListBox
Поле со списком ComboBox
Полоса прокрутки ScrollBar
Счетчик SpinButton
Переключатель OptionButton
Флажок CheckBox
Выключатель ToggleButton
Рамка Frame
Рисунок Image
RefEdit RefEdit
Набор страниц MultiPage
Набор вкладок TabStrip
Литература: Интернет-ресурсы
Преподавателю:
       
Занятие № 10
Практическое занятие № 7. Табулирование функций в MS Excel с использованием VBA (использование форм, реализация ветвления и циклических алгоритмов)
Практическая работа № 7. Табулирование функций в MS Excel с использованием VBA (использование форм, реализация ветвления и циклических алгоритмов)   
Тест по теме "VBA" - exe-файл, mtf (файл для MyTestX)
     
     
Литература: Интернет-ресурсы
Преподавателю:
       
Программные средства для математических вычислений.
Математический процессор MathCAD.
Занятие № 11
Классификация, назначение и возможности программных средств для научных вычислений. Математический процессор MathCAD. Обзор среды математического процессора. Введение математических выражений и текста. Построение графиков функций.
Лекция: укр.,  
- видеолекции (образ диска - "Практическая работа в MathCad14", teachvideo), , архив
- мультимедийный учебник по Mathcad 14
- учебник по MathCad,
Видеоуроки:
001. Начало работы с программой. Назначение программы. Установка.
002. Начало работы с программой. Знакомство с интерфейсом.
003. Начало работы с программой. Настройка панелей.
004. Начало работы с программой. Построение простых выражений и их вычисление. Часть 1.
005. Начало работы с программой. Построение простых выражений и их вычисление. Часть 2.
006. Начало работы с программой. Работа с документами Mathcad.
007. Использование функций. Встроенные функции.
008. Использование функций. Функции пользователя.
009. Использование функций. Дискретные переменные.
010. Построение графиков. Основы работы с графиками. Плоский график функции.
011. Построение графиков. Форматирование плоского графика. Часть 1.
012. Построение графиков. Форматирование плоского графика. Часть 2.
013. Построение графиков. Полярный график.
014. Построение графиков. Построение трехмерного графика.
015. Построение графиков. Форматирование трехмерного графика. Часть 1.
016. Построение графиков. Форматирование трехмерного графика. Часть 2.
017. Построение графиков. Форматирование трехмерного графика. Часть 3.
018. Работа с матрицами и векторами. Создание матриц.
019. Работа с матрицами и векторами. Доступ к элементам.
020. Работа с матрицами и векторами. Основные действия с матрицами и векторами.
021. Работа с матрицами и векторами. Функции для работы с матрицами и векторами.
022. Работа с матрицами и векторами. Выполнение операций над матрицами символьного вида.
023. Работа с матрицами и векторами. Оператор векторизации.
024. Комплексные числа. Комплексные числа.
025. Решение алгебраических уравнений. Символьное решение. Использование меню «Символьные операции».
026. Решение алгебраических уравнений. Символьное решение. Ключевое слово solve.
027. Решение алгебраических уравнений. Числовое решение. Функция polyroots.
028. Решение алгебраических уравнений. Числовое решение. Функция root.
029. Решение систем алгебраических уравнений. Универсальное средство для решения систем уравнений.
030. Решение систем алгебраических уравнений. Приближенное решение систем уравнений.
031. Решение систем алгебраических уравнений. Специальные средства для решения систем линейных уравнений.
032. Решение дифференциальных уравнений и систем уравнений. Обзор функций.
033. Решение дифференциальных уравнений и систем уравнений. Пример решения уравнения.
034. Решение дифференциальных уравнений и систем уравнений. Пример решения системы уравнений.
Литература: Интернет-ресурсы:
Преподавателю:
       
Самостоятельная работа.
Внимательно прочитайте и законспектируйте лекцию:  

Будьте готовы ответить на вопросы:

1) Как запустить Mathcad?
2) Как убрать окно Tip of the Day?
3) Какие средства дают возможность управления окнами Mathcad?
4) Можно ли одновременно работать с Mathcad и другими приложениями?
5) Как создать окно нового документа?
6) Можно ли перемещать окна?
7) Для чего используют маленькие кнопки в строке заголовка окна?
8) Что означает команда Restore?
9) Какой командой Mathcad можно переместить окно программы?
10) Какой командой Mathcad можно изменить размер окна приложения?
11) Как ввести текстовое выражение?
12) Как определить функцию?
13) Как задать области определения переменных?
14) Как создать X-Y график?
15) Как добавить линии сетки так, чтобы их стало 10?
16) Как построить график нескольких функций?
       
Занятие № 12
Практическое занятие № 8. Автоматизация математических вычислений с помощью процессора MathCAD
Занятие № 13
Занятие № 14
Практическое занятие № 10. Интервальная переменная. Табулирование функции и построение её графика в системе MathCad. Форматирование графиков.
Занятие № 15
Практическое занятие № 11. Нахождение решений уравнений и систем уравнений.
Самостоятельная работа. Вычисление пределов функций, интегрирование и дифференцирование, упрощение выражений и разложение на множители в программе Mathcad
Системы управления базами данных. СУБД Microsoft Access.
Занятие № 16
Назначение и функции СУБД. Объекты СУБД Access, их назначение. Режимы работы основных объектов. Создание таблиц, установка связей в БД. Создание форм, запросов и отчетов в режиме конструктора, с помощью мастера.
     
Презентации: Основные теоретические сведения: Видеолекции к занятию:
Литература: Преподавателю:
       
Самостоятельная работа. Создание базы данных, состоящей из одной таблицы. Ввод данных в таблицу. Использование форм.
Практическая работа № 12, начало, для самостоятельной работы. 
       
Занятие № 17
Практическое занятие № 12. Создание базы данных в среде MS Access, создание таблиц, ввод данных с помощью форм.
Занятие № 18
Практическое занятие № 13. Разработка модели «сущность – связь» заданной предметной области. Создание базы данных, заполнение базы данными с использованием подчинённых форм.
Занятие № 19
Занятие № 20
ВВЕДЕНИЕ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ГРАФИКУ
Растровая и векторная графика. Формирование цветных изображений.
Занятие № 21
Компьютерные технологии в современной жизни. Графические изображения. Растровая и векторная графика. Представление цвета и цветовые модели. Форматы графических файлов.
Презентация:
Иллюстрации:
                          
                                   
Основные теоретические сведения:
Видеолекции к занятию:
Интернет-ресурсы:
Литература:
       
Растровые редакторы. Adobe Photoshop.
Занятие № 22
Практическое занятие № 16. Работа в среде редактора растровой графики. Знакомство с программой Adobe Photoshop. Создание простых изображений.
Задание:
        
- Видеолекции к занятию:
Видеоуроки:
Литература:
Интернет-ресурсы:
Самостоятельная работа (ДЗ):
• Нарисуйте грузовик, сохраните свой файл в формате "psd":
• методические рекомендации к самостоятельной работе
• видеоурок
       
Занятие № 23
Практическое занятие № 17. Работа в среде редактора растровой графики. Обработка изображений, создание коллажа.
Практическая работа № 17:  docpdf.
  
  
     
        
Видеоуроки:
Литература:
Интернет-ресурсы:
       
Занятие № 24
Практическое занятие № 18. Работа в среде редактора растровой графики. Преобразование чёрно-белой фотографии в цветную. Ретушь, устранение дефектов

Зимовий міжнародний бліц-конкурс з веб-дизайну та комп'ютерної графіки

© И. Корюков, 2009 - 2015.
Вверх